Прокачайся в фото! Урок №6. Выдержка.

*|MC:SUBJECT|*
Прокачайся в фото! Урок №6. 

Урок шестой. Выдержка.

Налейте себе стакан воды, он пригодится для прочтения этого урока, несмотря на то, что поговорим мы о выдержке не как о синониме мужественности или качества вина, а как об инструменте, с помощью которого вы можете управлять своей камерой.

Выдержка это время, в течении которого мы позволяем свету попадать на наш светочувствительный элемент (матрицу цифровой камеры или пленку классических фотоаппаратов).
Представьте, что вам нужно наполнить стакан водой из-под крана. На этом примере легко понять связь между диафрагмой и выдержкой для достижения правильной экспозиции. 

Нальем стакан до определенного уровня и поставим метку. Эта метка будет отмечать нужный нам уровень воды. Также мы знаем, что давление воды в трубе может быть разным и не зависит от нас, но мы можем налить стакан до нужного уровня, регулируя величину потока воды краном и оперируя временем, в течении которого мы будем держать этот кран открытым. 

В этом простом примере правильно наполненный стакан соответствует верной экспозиции или уровню "светлости" снимка. Давление в системе это уровень освещенности снимаемой сцены, который определяется внешними условиями и не зависит от нас (мы не будем рассматривать пока использование вспышки). Открывая и закрывая диафрагму мы изменяем величину потока света также, как краном управляли бы величиной струи воды. Время которое нам нужно, чтобы наполнить стакан до метки соответствует выдержке. Допустим, что при открытии крана на один оборот стакан наполняется за 6 секунд. Если мы откроем кран слабее, то нам прийдется наливать воду дольше. Также и в фотографии - мы не можем изменить один из параметров (выдержку или диафрагму) не изменяя другой и получить такую же экспозицию снимка. 

 

Что произойдет если сильнее открыть диафрагму (кран), не изменяя выдержку (время)? В случае с краном вода поднимется выше метки или вообще прольется через край стакана, а наша экспозиция также окажется избыточной, кадр будет пересвечен. 

 

Запомните эту аналогию со стаканом, она еще пригодится нам для объяснения сложных моментов в дальнейшем. 

 

В ручном режиме съемки (M) вы сами управляете и "краном" - диафрагмой и временем - выдержкой. Однако вы можете использовать полуавтоматические режимы, сохраняя контроль над камерой. В режиме приоритета выдержки (Tv на камерах Кэнон и S на Никоне) вы определяется время, а необходимую диафрагму просчитает за вас процессор фотоаппарата. В режиме же (Av или A, в зависимости от производителя камеры) вы диктуете фотоаппарату, насколько сильно нужно прикрыть диафрагму, а время он рассчитает сам. 

 

В чем измеряется выдержка? Выдержка является временем и измеряется в привычных нам величинах - секундах. Так как для получения кадра нам требуется мало времени, то и секунды делим на доли. Выдержка 1/200 означает, что затвор фотоаппарата будет открыт одну двухсотую секунды, 1/8000 - одну восьмитысячную и так далее. Так как фотографы редко используют выдержки равные или большие одной секунде, то производители камер решили "опустить" повторяющуюся часть "1/" и показывать на дисплеях большинства камер только цифру, обозначающую долю: не 1/200, а просто 200, не 1/8000, а 8000. Так что большая цифра обычно обозначает очень короткую выдержку, в данном случаем 200 это "больше" чем 8000, так как 1/200>1/8000. 

Ручной режим съемки (М) выдержка 1/8000 секунды ("короткая").
Выдержка 1 секунда ("длинная"). Обратите внимание, при выдержках от 1 секунды и более рядом с цифрой отображается символ "секунды" - двойной апостроф ''. 


В старые времена, из-за несовершенства светочувствительных материалов и объективов, необходимо было использовать очень длинные выдержки. Для того, чтобы получить резкий снимок модели необходимо было находиться в неподвижном состоянии несколько десятков минут. Были изобретены даже специальные приспособления для фиксации моделей, как например кресло с "рогачиками" для поддержания головы. К счастью, возможности современного фотографа ограничиваются лишь его фантазией (и бюджетом). Но помните, если вы будете использовать слишком длинные выдержки, то рискуете получить смазанные снимки.

Нечеткость фотографии при длинных выдержках чаще всего вызвана двумя причинами (если вы правильно сфокусировались на нужном объекте): дрожанием рук фотографа или быстрым движением объекта съемки. 


 

Выдержка 1/20 секунды. Даже легкое дрожание рук фотографа вызывает эффект "шевеленки".
Выдержка 1/45 секунды достаточна, чтобы компенсировать "шевеленку" на объективе 50 мм, но быстродвижущиеся объекты (рука девушки и яблоко) смазаны.
При выдержке 1/750 секунды даже быстры объекты получаются без смаза.


Если весь кадр смазан, то ваша выдержка слишком длинная для съемки без штатива. Существует простое мнемоническое правило. Для съемки "с рук" (то есть без штатива) следует использовать выдержки короче единицы, деленной на фокусное расстояние объектива. Имея объектив 35 мм вы можете смело снимать на выдержках 1/35 секунды и короче, с объективом 200 мм - 1/200 секунды и т.д..  

Когда ваша выдержка достаточна для съемки "с рук", но объект в кадре движется быстро, вы рискуете получить снимок с хорошим четким фоном и размытым объектом. Чем быстрее движется объект, тем более короткие выдержки стоит использовать. Представим, что мы снимаем человека на объектив 50 мм, Если наша модель стоит неподвижно, то можно использовать выдержку, руководствуясь предыдущим правилом (т.е. 1/50 секунды). Если наша модель идет или бежит, то нам понадобятся выдержки порядка 1/125 - 1/250 секунды или короче. Для "заморозки" быстродвижущихся капель воды, фиксации движения птиц или съемки спортивных состязаний используются сверхкороткие выдержки: от 1/2000 секунды и меньше. 

Конечно, как и в любом искусстве можно нарушить любые запреты для достижения художественного эффекта. 


Share
Tweet
Forward to Friend
Студия 52 
www.studia52.ru

Обратная связь:
dimazelensky@studia52.ru
02.01.2018 11:21

Другие новости